Некоторые идеи срабатывают хорошо, а некоторые плохо. И это абсолютно нормально, для этого и нужна оптимизация маркетинга.

→ Платформа чат-ботов от Slashstart

Что такое оптимизация маркетинга?

Оптимизация маркетинга — это анализ ваших маркетинговых кампаний и выявление тех, которые следует продолжить и тех, которые нужно приостановить. 

Почему оптимизация маркетинга так важна?

Если вы тратите сотни, тысячи или даже миллионы рублей в месяц на маркетинг, вам важно тратить их как можно эффективнее.

Очевидно, что вы хотите продолжать тратить деньги только на те кампании, которые приносят вам клиентов и деньги. Вы хотите получать положительную отдачу от своих инвестиций (ROI).

И на этом маркетинговая оптимизация не заканчивается. Когда вы обнаружите, что что-то работает и привлекает клиентов, вы можете еще больше оптимизировать это и повысить коэффициент конверсии.

Как начать работу?

Оптимизация маркетинга — это постоянный анализ, который нужно проводить ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

Как это сделать:

1. Собирать данные

2. Анализировать данные

3. Принимать меры на основе анализа

4. Повторять ежедневно, еженедельно, ежемесячно

Оптимизация маркетинга может расстраивать, сбивать с толку и иногда дорого обходиться. А поскольку социальные сети и другие платформы становятся все более сложными, оптимизация маркетинга становится все более утомительной.

→ Читать также: Конверсия воронки продаж: руководство для начинающих

Полное руководство по оптимизации маркетинга

Получаете ли вы максимальную отдачу от маркетинговых кампаний? Страшный вопрос, правда? Дело в том, что в маркетинге никогда нельзя быть уверенным на 100 процентов, всегда есть сомнения. Является ли этот канал лучшим, чтобы инвестировать в него? Работает ли этот канал должным образом? Какие есть данные? Ответить на эти вопросы помогает процесс оптимизации маркетинга.  

Перед вами полное руководство по вопросам, связанным с маркетинговой оптимизацией. Начнем с определения.

Маркетинговая оптимизация — это возможность собирать данные, извлекать из них аналитическую информацию и предпринимать необходимые действия для увеличения рентабельности инвестиций.

Каким бы полезным ни было определение, важно не зацикливаться на нем. В реальном мире маркетинговая оптимизация — это процесс. Он требует бдительности и понимания того, как маркетинговая стратегия работает в целом.

Что нужно для оптимизации маркетинговых каналов

  1. Легкодоступные данные из всех маркетинговых каналов.
  2. Детализированные данные по каждой из маркетинговых кампаний и рекламных объявлений.
  3. Способ визуализировать и анализировать ВСЕ данные в одном месте.

Дальше рассмотрим, как именно это сделать.

Оптимизация маркетинга в эпоху цифровых технологий

Использование многоканального маркетинга в наше время — необходимость. Если где-то есть ваши конкуренты, то вам тоже нужно быть там.

Что такое многоканальный маркетинг?

Многоканальный маркетинг — это использование сразу нескольких маркетинговых каналов для привлечения клиентов. До интернета было несколько маркетинговых каналов — телевидение, радио, печать, почтовая рассылка и телефон. Но с появлением интернета появилось огромное количество каналов, которые со временем стали превосходить по численности все традиционные каналы маркетинга.  

Их можно разделить на 6 основных категорий:  

  • Маркетинг в социальных сетях (SMM): Twitter, Instagram, Pinterest Facebook, Вконтакте
  • Контекстная реклама: Google, Яндекс
  • Органический поиск (SEO): Google, Яндекс
  • Электронная почта
  • Партнерский маркетинг
  • Медиа-маркетинг

Каждая из этих категорий содержит много подканалов и платформ. Наличие стольких каналов означает, что многоканальный маркетинговый подход просто необходим, чтобы находить клиентов, где бы они ни находились, и повышать узнаваемость бренда. Ваш клиент может увидеть много ваших рекламных объявлений в разных каналах, затем попасть на сайт, потом подписаться на рассылку и прийти на бесплатное событие. И только после всего этого он будет готов сделать покупку. Бизнес, который использует только один канал привлечения клиентов, теряет деньги, потому что не ведет клиента через все этапы продаж.

Оптимизация нескольких маркетинговых каналов

Как узнать, какой канал работает хорошо?

И как в рамках этого канала оптимизировать стратегию, чтобы обеспечить показ лучших объявлений и кампаний?

Вам нужно будет определить рентабельность инвестиций для каждого канала, чтобы понять, какие кампании следует оптимизировать, а какие остановить. Это особенно важно, если маркетинговый бюджет ограничен и вашей целью является получение максимальной рентабельности инвестиций. Когда маркетинговый бюджет больше, есть возможность поиграть и поэкспериментировать. Но когда вам не хватает денег, лучше всего получить нужные данные и немедленно внести изменения, чтобы улучшить результативность. Вот почему непрерывный сбор данных и анализ так важны для оптимизации маркетинга. 

Как остлеживать рентабельность инвестиций по каждому каналу привлечения клиентов?

Можно создать панель управления в обычных Google-документах. 

Вы можете скачать пустую версию такой панели: Загрузить шаблон маркетинговой панели 

На вкладке «Allowable CACs» вы найдете эти данные.

На этой вкладке отображается:

  • Выручка по каналам
  • Рентабельность инвестиций (ROI)
  • Пожизненная ценность клиента (LTV)

Вы должны быть уверены, что у вас всегда есть детальная визуализация данных. Признаком хорошей стратегии маркетинговой оптимизации является способность быстро отслеживать данные и производить изменения, которые быстрее приведут к нужным целям. 

Проблемы оптимизации маркетинга

Процесс оптимизации маркетинга требует многих данных для принятия обоснованных решений. Но слишком большое количество данных может наоборот стать препятствием на пути оптимизации. Кроме того, часто данные хранятся в отдельных инструментах аналитики и ими неудобно пользоваться.

Аналитика Google отлично подходит для SEO и AdWords, но она будет мало полезна при анализе компаний в социальных сетях.  

Оптимизация маркетинга за 4 шага

Шаг 1. Понять процесс 

Первый шаг в процессе оптимизации маркетинга — постановка цели. Вы должны понять, чего хотите достичь. Подумайте, как управляются текущие процессы в вашей компании и какую конкретную проблему вы хотите решить? 

На этом этапе соберите все данные, которые могут помочь в принятии маркетинговых решений. Отслеживайте процесс глазами клиента и все планируйте. Составьте план всех возможных путей конверсии и сопоставьте их с такими показателями, как количество открытий электронной почты или клики по целевым страницам.

Анализ данных укажет на все проблемы, будь то низкое количество потенциальных клиентов или высокая стоимость кампаний. Подумайте о том, как эти данные повлияют на желаемую цель и с какими трудностями вы потенциально можете столкнуться.

Частые трудности:

  • Большие риски
  • Недостаток ресурсов
  • Недостаток бюджета

→ Читать также: 7 SEO-приемов для продвижения интернет-магазина

Шаг 2. Организовать процесс

На этом этапе ключевым моментом будет сотрудничество с вашей командой. Вовлечение разных отделов дает представление о процессе и помогает выделить цели, которых команда хочет достичь в конечном итоге.

Этот шаг не должен быть слишком сложным: вам не нужно держать команду в заложниках, пока не решатся все проблемы. Главное — вдохновить сотрудников на работу с оптимизацией. Когда команда будет увлечена новым подходом, это поможет улучшать процесс быстрее.

Шаг 3. Использовать возможности команды

Есть ли у вас все необходимые ресурсы для выполнения задуманного? План может быть превосходным на бумаге, но без ресурсов вы можете принести больше вреда, чем пользы. Хотя изначально вы можете решить, что внести все обновления сразу — это легко, но лучше дайте команде время на поэтапную оптимизацию всех процессов.

Шаг 4. Оптимизировать 

Тестирование, тестирование, тестирование — это ключ к успеху. Новые процессы постоянного сбора данных и их анализа станут важным активом для повышения эффективности бизнеса. 

Итак, ваш следующий этап —  разработка стратегии для реализации.

На этом этапе изучите, как технологии могут помочь с непрерывным анализом данных. Преимущество автоматизации заключается в повышенной надежности, но при этом не следует полностью полагаться на программы. 

Также в процессе придется оптимизировать все ресурсы: контент, целевые страницы, рекламные креативы и многое другое. Будьте готовы трезво оценивать результаты и принимать быстрые решения.

Теперь ваша очередь

Выделив время на сбор и анализ данных, вы сможете исправить проблемы и повысить эффективность привлечения клиентов. Просто знайте, что это не произойдет моментально: процесс оптимизации должен продолжаться ежедневно, еженедельно, ежемесячно.