Что такое KPI? Ключевой показатель эффективности (KPI) — это количественный показатель того, как ваша команда или организация продвигается к важным бизнес-целям. Компании используют KPI на нескольких уровнях — вы можете установить ключевые показатели эффективности в масштабах всей компании, конкретной команды и стратегии. Хороший KPI даст вам представление о том, идете ли вы к достижению своих стратегических целей.

Если вы впервые определяете ключевой показатель эффективности, эта статья расскажет вам, как KPI отличается от других методологий постановки целей, как правильно определить KPI и использовать его. 

→ Создать чат-бота бесплатно на платформе Slashstart

Какие задачи выполняет KPI?

Как и большинство целей, эффективный KPI должен быть конкретным и измеримым. Хороший KPI:

  • Помогает вам достичь ваших стратегических целей
  • Планирует использование ресурсов
  • Конкретный и измеримый
  • Отслеживает то, что вы можете контролировать
  • Соединяет метрики со стратегическими целями
  • Дает членам команды четкое представление о том, как их проекты способствуют достижению целей компании.

KPI против OKR

Если вы слышали о KPI, вы, вероятно, также слышали и о OKR. Вот что означает каждая аббревиатура:

Ключевой показатель эффективности (KPI): это отличный способ измерить производительность с течением времени. Хороший KPI должен отслеживать одну измеримую ценность, на которую вы или ваша команда можете своевременно повлиять.

Цели и ключевые результаты (OKR): OKR используют шаблон —  Моя [цель], измеряемая [ключевым результатом]. В этом случае целью является то, что вы хотите достичь, а ключевым результатом является измерение того, как вы продвигаетесь к своей цели.

Пример KPI: Увеличить чистый рейтинг промоутера (NPS) на 2 очка в 21 финансовом году.

Пример OKR:

  • Цель: Удивить и порадовать наших клиентов, чтобы повысить удовлетворенность и лояльность клиентов.

Ключевые результаты:

  • Создать позитивный шум в социальных сетях.
  • Уменьшить отток  до 2% в месяц.
  • Увеличить чистый рейтинг промоутера (NPS) на 2 очка в 21 финансовом году.

KPI и бизнес-метрики

Бизнес-метрики — это поддающиеся количественной оценке способы измерения вашего прогресса в достижении конкретных бизнес-целей. После установки KPI используйте бизнес-метрики, чтобы отслеживать, продвигаетесь ли вы к своей конечной цели.

Пример:Увеличить трафик веб-сайта на 25 тыс. во втором квартале.

Пример бизнес-метрии: Уникальные просмотры страниц на веб-сайте.

→Читать также: Как увеличить продажи в интернет-магазине: 9 советов

Как определить KPI?

Ключевые показатели эффективности помогают вам устанавливать и достигать целей, поддающихся количественной оценке. Прежде чем начать, убедитесь, что у вас есть четкая цель или стратегический план, которого вы хотите достичь с помощью этого KPI. 

1. Определите свою бизнес-цель

Прежде чем вы сможете создать ключевой показатель эффективности, вам необходимо определить, над чем вы работаете. Эффективная постановка целей является ключевой частью достижения вашего стратегического плана. Согласно  недавним исследованиям , только 16% сотрудников говорят, что их компания очень хорошо ставит цели.

Если вы еще этого не сделали, создайте стратегический план для определения целей вашей организации на три-пять лет. Затем разбейте этот план на ежегодные цели. 

2. Определите важные бизнес-метрики

После того, как вы определили свои бизнес-цели, вам нужно решить, какие бизнес-метрики имеют отношение к этой цели. Бизнес-метрики — это показатели, которые непосредственно влияют на достижение  целей.

Помните: Могут быть различные показатели или индикаторы, которые влияют на вашу конечную цель. Создание правильного KPI заключается в сборе наиболее важных деталей и понимании, как отслеживать эти показатели. Не каждая задача или проект должны иметь KPI.

Если вы не знаете, с чего начать, ознакомьтесь с показателями для каждого отдела в вашей компании.

Примеры финансовых показателей:

  • Годовой доход
  • Чистая прибыль
  • Денежный поток

Пример метрик клиентов:

  • NPS
  • Стоимость привлечения клиентов 
  • Удовлетворенность клиентов 
  • Удержание клиентов
  • Отток клиентов
  • Количество новых клиентов

Пример метрик процессов:

  • Количество поданных жалоб или заявок на ошибки

Показатели персонала или персонала:

  • Коэффициент удержания сотрудников
  • Удовлетворенность сотрудников
  • Коэффициент конкурентоспособности заработной платы (SCR)

Показатели продаж:

  • Количество сделок, потерянных в результате конкуренции

Маркетинговые показатели:

  • Квалифицированные лиды
  • Коэффициент конверсии лидов
  • Подписчики в социальных сетях

3. Составьте свой KPI

Как только вы определили цель и метрики,  вы можете создать свой ключевой показатель эффективности. Мы рекомендуем использовать технику SMART.

SMART — это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Конкретный
  • Измеримый
  • Достижимый
  • Реалистичный
  • Ограниченный во времени

→Читать также: Что такое CTA? Как правильно использовать призыв к действию?

Пример KPI

Представьте, что вы в команде по работе с клиентами. Ваша общая цель — улучшить поддержку клиентов, чтобы уменьшить общий отток. Важной метрикой для вашей команды является среднее время решения вопросов — вы хотите убедиться, что ваша команда реагирует на вопросы в течение 10 минут. Прямо сейчас ваша команда в среднем реагирует за 14 минут. Хороший KPI для отслеживания вашего прогресса в достижении этой цели: достичь среднего времени решения вопросов клиентов 10 минут или меньше к концу первого квартала.

Этот ключевой показатель эффективности является конкретным и измеримым (10 минут или менее), достижимым и реалистичным (вы хотите увеличить среднее время решения вопросов на четыре минуты за три месяца) и ограниченный по времени (этот ключевой показатель эффективности должен быть достигнут к концу первого квартала).

4. Отслеживайте прогресс в режиме реального времени

Как и все цели, вы не должны просто устанавливать и забывать о ключевых показателях эффективности. Убедитесь, что у вас есть способ отслеживать и делиться прогрессом в режиме реального времени с командой.  Для быстро меняющихся проектов рассмотрите возможность еженедельного обмена обновлениями, чтобы все были настроены на изменения. Для долгосрочных и медленных проектов рассмотрите возможность отчетности раз в две недели или в месяц.

→Читать также: Уровень вовлеченности: 4 способа для расчета

KPI

Ключевой показатель эффективности — это отличный способ установить поддающиеся количественной оценке цели, которые связаны с вашими стратегическими целями. Но если ключевые показатели эффективности вам не подходят, есть множество других методологий постановки целей, которые вы можете попробовать.